«Нашу продукцию уже ждут в Индии, Южной Корее и Вьетнаме»: петербургская технологическая компания о международных и арктических проектах
газета "Вечерний Санкт-Петербург"26.10.2022
АО «Техномарин» начало свою деятельность 30 лет назад, продолжив развитие советской научно-производственной школы. На сегодняшний день петербургская компания, разрабатывая и поставляя высокотехнологичное оборудование для крупнейших заказчиков и уникальных проектов, заработала репутацию как в России, так и за ее пределами. Ее генеральный директор Сергей Детиненко рассказал «Вечернему Санкт-Петербургу», как продолжается работа в новых условиях.
— Если углубиться в историю, ваше предприятие функционирует с середины XX века. Насколько легко удалось адаптироваться к рыночным условиям работы после распада СССР. С чего все началось и к чему пришло на текущий момент?
— После распада Советского Союза наша компания стала преемником ЦПКБ №1 и завода судового радиооборудования, впоследствии — Балтийское Центральное проектно-конструкторское бюро с экспериментальным производством. Тогда организация специализировалась на оказании научно-технических услуг, изготавливала и поставляла радиоэлектронное оборудование для морского транспорта СССР.
В период перехода от плановой экономики к рыночной, предприятие было выделено из состава ЦНИИМФ и приватизировано. Время было непростое: из-за наплыва зарубежной продукции и произошедшего в конце 90-х годов экономического кризиса в России, компания лишилась основных заказчиков.
Для возможности развития в новых условиях в организации были проведены серьезные структурные изменения. Деятельность сосредоточили на разработке и производстве радиоэлектронной продукции. Выполнили переход по технологическому и квалификационному разделению труда, а именно – ликвидировали технологические участки по изготовлению печатных плат, гальваническим и лакокрасочным покрытиям, термической обработке и др. Организация перешла от собственного выполнения этих работ к размещению заказов у других организаций в рамках кооперации.
Также полностью заменили линейку выпускаемой продукции с одновременным повышением ее качества. Компания стала участвовать в международных тендерах, в результате чего появились новые рынки сбыта.
— Какие основные виды продукции вы выпускаете и в чем их особенность?
— Основа продуктовой линейки АО «Техномарин» — радионавигационное и светооптическое оборудование для воздушного и морского транспорта. Если более подробно, то мы разрабатываем и выпускаем радионавигационное оборудование для привода и посадки самолетов для гражданской авиации, а также привода вертолетов для морских платформ нефтегазовой отрасли. Кроме того, делаем системы дифференциальной спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS для предприятий морского и речного транспорта, а также светооптическое оборудование для морского и речного транспорта.
При разработке новых изделий «Техномарин» внимательно изучает отечественные и зарубежные аналоги, а также потребность рынка в новых потребительских свойствах продукции. Так, наше предприятие стало первым в мире, кто разработал систему адаптации радиопередатчиков к параметрам окружающей среды. Например, если прошел дождь и земля намокла – изменились параметры передающей антенны. Система адаптации это обнаруживает и дает команду передатчику изменить мощность, в результате чего дальность действия радиомаяка для потребителя остается стабильной при любых изменениях погоды.
— Насколько в целом велик интерес к системам со стороны потенциальных заказчиков? Как происходит сотрудничество – вы разрабатываете продукт с нуля, отталкиваясь от требований заказчика, или предлагаете им имеющиеся технологии?
— На текущий момент с заказчиками нет проблем – продукция АО «Техномарин» пользуется спросом у многочисленных потребителей как в России, так и за рубежом.
При разработке проекта учитываются особенности эксплуатации у заказчиков.
Радионавигационное оборудование – это сложные системы, которые к тому же имеют свое встроенное программное обеспечение. Зачастую обслуживающему персоналу заказчиков трудно изменить характеристики или диагностировать неисправность, поэтому наше оборудование имеет встроенный WEB-сервер, благодаря которому появляется возможность дистанционного управления из лаборатории «Техномарина». Это позволяет удаленно контролировать системы, управлять ими, обнаруживать неисправности, а также обучать персонал.
— Деятельность АО «Техномарин» также погружена в арктическую тематику. Какие задачи выполняют ваши системы в Арктике?
— В мае 2022 года радиомаяк для привода вертолетов «Привод-3» производства АО «Техномарин» был введен в действие на ледостойкой платформе «Северный полюс» — уникальном научно-исследовательском дрейфующем судне для выполнения круглогодичных комплексных исследований в Северном Ледовитом океане. В сентябре 2022 года для этого проекта был поставлен мобильный, быстро разворачиваемый радиомаяк АРМ-150ММ для ледового аэродрома и контейнерный стационарный радиомаяк АРМ-150МА. Кроме того, по заказу судостроительной фирмы «Алмаз» во II квартале 2022 года изготовлена антенная система АЦ-15Д для ледокола проекта 21180М.
Если говорить в целом, то разработчиком, изготовителем и поставщиком техники для Арктики наше предприятие является уже более 50 лет. В конце советского периода специалисты организации даже были удостоены званий лауреатов Премии Совета министров СССР в области науки и техники за оснащение трассы Северного морского пути радиомаячным и светооптическим оборудованием.
— Насколько ваши проекты сегодня независимы от импортных комплектующих и технологий?
— «Техномарин» предусмотрительно создал двухлетний запас основных комплектующих и материалов. Это как раз то время, за которое возможно решить многие вопросы. По основным нашим разработкам ведутся, а, например, по светопроблесковой аппаратуре уже завершены опытно-конструкторские работы по импортозамещению дефицитных зарубежных комплектующих.
— Многие предприятия сегодня переключают внимание на Восток. Внешние рынки для вас по-прежнему актуальны?
— Международное сотрудничество по-прежнему активно развивается. Например, в 2022 году мы заключили контракт на поставку 36 единиц навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS для индийской компании Larsen & Toubro Limited, а также контракт на поставку пяти MSK-модуляторов дифференциальных поправок ГЛОНАСС/GPS с компанией DUKSAN Navcours Co. Ltd из Южной Кореи. Также с партнерами из Индии начата проработка вопроса о создании совместного предприятия для поставок в страну светотехнического оборудования и его дальнейшего экспорта во Вьетнам.
— Насколько для вас актуален вопрос кооперации, например, в рамках Научно-производственного арктического кластера Санкт-Петербурга?
— Вопрос кооперации и участия в Научно-производственном арктическом кластере Санкт-Петербурга актуален. У организации есть налаженные связи с некоторыми компаниями Северной столицы по совместным проектам ГК «Росатом» в Арктической зоне России.
Кроме того, в этом вопросе нам помогает и город. В частности, в рамках объединенного стенда Петербурга, организованного Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, АО «Техномарин» неоднократно представлял актуальные разработки для Арктики на международных форумах, таких как «Арктика — территория диалога», «Арктика: настоящее и будущее», RAO/CIS Offshore и Offshore Marintec Russia (OMR). Так что с коллегами находимся в постоянном взаимодействии.
— Над какими перспективными проектами вы работаете сейчас? Что могут увидеть посетители следующих профильных выставок?
— Сейчас работаем над проектом и дальнейшей поставкой радиопередающего оборудования для береговой станции Диксон службы НАВТЕКС «Янтарь-1000Н», которая является частью Глобальной морской системы связи при бедствии обеспечения безопасности на трассах Северного морского пути.
Эльвира Романова
Фото: АО «Техномарин»